О КАЗАЧЕСТВЕ

     Пензенское областное землячество «Верхнее-Хоперская станица» было создано 19 августа 1991 года. В этот праздничный день (Преображение Господне) более 30 выходцев из казачьих земель собрались в д. к. им. Дзержинского, чтобы учредить казачью общественную организацию. Было избрано временное руководство Землячества во главе с забайкальским казаком дальним родственником атамана Семенова Баталовым Виктором Петровичем, который был командирован обществом на Учредительный Круг Всевеликого Войска Донского, представлять казаков Пензенской области.

Презентация новой общественной организации была проведена 14 октября в день Покрова Пресвятой Богородицы на площади того же д.к. им. Дзержинского. При этом группа из 10 казаков прибыла на праздник верхом на лошадях из пригородного совхоза «Магистральный»,  проехав по улицам Пензы.

            С Дона Баталов вернулся со всеми методическими материалами, необходимыми для правильной организации функционирования казачьего общества. Началась подготовительная работа к проведению 1-го областного круга Землячества. По просьбе казаков Владыко Серафим назначил настоятеля Покровской церкви о. Александра Судакова казачьим священником. Администрация г. Пензы, возглавляемая Ф. Дубинчуком, жаловала Землячеству Знамя, которое было освящено в Покровской церкви и является одной из основных святынь Землячества.

            Наконец в июле 1992 года по всем правилам был проведен I Круг  Пензенского областного казачьего землячества «Верхне-Хоперская станица». Круг был именно областным, так как в его работе принимали участие также представители Лунино, Бессоновки и Каменки.

            Основная цель работы  Землячества определялась тем, что в результате большевистской политики расказачивания многие оставшиеся в живых старые родовые казаки в значительной степени были разбросаны по всей России-матушке, предпочитая молчать о своем происхождении. И казачья молодежь оказалась оторванной от своих корней, превратилась в «Иванов, родства не помнящих». А потому Землячество ставило своей задачей напомнить старикам и рассказать молодежи о том, потомками какого славного народа они являются.

            В общественной жизни Пензы Землячество сразу заявило о себе, как о серьезной организации, не склонной примыкать к какому-либо политическому течению. А попытки втянуть казаков в политику имели место почти каждую неделю. Но и оставаться равнодушными к происходящим в нашем обществе процессам казаки не могли.

            В 1992 году начался Приднестровский конфликт, в разрешении которого самое деятельное участие приняли казаки всей бывшей России. В Пензе Землячество стало   инициатором организации помощи братскому народу Приднестровья.

            Население и многие предприятия г. Пензы откликнулись на призыв казаков собрать денежные средства для помощи пострадавшим в военных действиях. Всего было собрано свыше 200 тыс. рублей. На них было закуплено более 2-х тонн медикаментов, которые были доставлены казаками в столицу Приднестровья г. Тирасполь.

            Кроме того, на берегах Днестра наши казаки в составе  подразделений Черноморского казачьего войска принимали непосредственное участие в  боевых действиях. 3 члена Землячества награждено крестом «За оборону Приднестровья».

            Поскольку городские условия жизни в принципе не позволяют жить по казачьим обычаям и традициям, с самого начала основания Землячества была поставлена задача создания казачьих поселений в сельской местности. После долгих переговоров с административными органами в наше распоряжение была предоставлена территория бывшего села Степное Смагино Бессоновского района и переданы в пользование некоторые окрестные пахотные земли.

         Создание казачьей станицы началось весной 1993. На площади у бывшей (не сохранившейся) Троицкой церкви села был воздвигнут большой дубовый крест. Казачьим священником отцом Вячеславом Логиновым. Был отслужен торжественный молебна на начало благого дела. С тех пор Троица считается престольным праздником казачьей станицы Степное Смагино.

            За становление казачьей станицы поначалу взялись дружно и очень многие. Появился палаточный лагерь и походная кухня. На полученные кредиты закупили два трактора гусеничный и беларусь, кое-какое навесное оборудование.      С севом 1993 года немного припозднились, но надежды были самыми радужными.

К сожалению многие недооценили сложностей сельскохозяйственной деятельности. Толком убрать урожай не смогли, так как осень была дождливой,  а собственной уборочной техники не было. Потерпели серьезные убытки.

Многие тогда отступились. И только воля, и поразительная работоспособность атамана станицы А. Тихонова не дали казачьей станице умереть совсем.

Начиная с 1995 года ситуация в станице стабилизировалась и начался медленный, но неуклонный подъем. В станице было поставлено  два куреня. Появилось электричество, забегала всякая живность, на полях уверенно закипела работа.

Таким образом, на Пензенской земле появилось небольшое, но чисто казачье  поселение, живущее в соответствии с казачьими обычаями и традициями.

Однако со смертью Атамана Тихонова жизнь в станице остановилась.

В связи с распадом СССР положение русского населения в новых независимых государствах стало очень тяжелым и особенно казачьего населения.

В Россию вообще и в Пензу, в частности, хлынули потоки беженцев, которые часто даже не знали, куда им обратиться на их исторической родине. Узнав о существовании Землячества, казаки-беженцы стали обращаться к нам. Пришлось вести работу по координации их мытарств, в контакте с нашей Миграционной службой. Наиболее нуждающимся многодетным семьям (Климовым, Репкиным) оказывалась материальная помощь. Собирались у населения детские вещи. По нашей просьбе некоторые предприятия (макаронная, кондитерская фабрики) оказывали помощь натурой. Но возможности наши в этой области были крайне ограничены.

Православие для казаков являлось и является официальной верой, а потому мы не могли оставаться в стороне от возрождения Церкви. Как уже указывалось, по благословению архиепископа Серафима нам был определен восстанавливаемый храм Покрова Пресвятой Богородицы, а потому духовным наставником казаков становился настоятель этого храма. Весной 1993 года  духовным отцом казаков становится Вячеслав Логинов.   

Трудно переоценить ту роль, которую сыграл этот священник в становлении казачества в Пензе. Во-первых, он окрестил всех некрещеных казаков и повенчал  все казачьи семейные пары. Провел среди нас темных элементарную просветительскую работу  в области веры. Но это даже не самое главное. Если у нас возникала любая даже самая элементарная проблема, мы не приступали к ее решению, не посоветовавшись с батюшкой. И благодаря его советам, избавились от многих  возможных неприятностей. Даже процедура проведения казачьего круга была скорректирована с его помощью на основе соответствующих  документов.

Соответственно казаки сделали определенный вклад в восстановление Покровского храма.

Кроме Покровского храма казаки в определенной степени помогали восстанавливать Введенский и Воскресенский храм г. Пензы и Покровский храм села Черкасское Колышлейского района, имеющий оригинальную семикупольную архитектуру.

Но наибольшие усилия казаками были вложены в восстановление Спасо-Преображенского храма. По официальным данным этот храм был возведен 1730 году, являлся первым каменным зданием города Пензы, но находился в запустении.

В связи с этим в 1993 году у казаков возник проект создания на его основе специализированного воинского прихода для православных военнослужащих, работников МВД и других силовых структур. 

Правящий архиерей архиепископ Серафим одобрил нашу идею и благословил создание такого прихода в Спасо-Преображенском храме.

Соответственно решением областного комитета по управлению госимуществом области N420 от 23.08.93 этот храм, единственный в Пензе памятник архитектуры 17 века, был передан казачьему православному приходу.

Но это был всего лишь 1993 год. Командование силовых структур практически не поддержало начинание казаков.

В личных беседах воинские командиры и другие силовые начальники горячо одобряли наше начинание, но,  когда вопрос ставился в практическую плоскость оказания реальной помощи в восстановлении Храма, ссылались на то, что по действующему положению они могут только отпустить в увольнение военнослужащего пожелавшего принять участие в богослужении.

Казаки самостоятельно восстанавливали храм, зарабатывая и выпрашивая необходимые средства у различных структур.

Наиболее значительная помощь поступила из Администрации города, нашего кафе «Казачий круг», была заработана в столярной мастерской, открытой казачьим приходом, но особую благодарность в этом плане заслуживает коллектив предприятия «Агрогазмонтаж», которое в то время возглавлял Геннадий Васильевич Горошкин.

Таким образом, воинского храма не получилось, и 19 августа 1995 года решением архиепископа Серафима храм был освящен и открыт как обычный приходской.

Казаки принимали также участие во всех мероприятиях Православной Церкови. Участвовали в Крестных Ходах по перенесению в Керенский монастырь Тихвинской иконы Божьей Матери, по перенесению иконы Божьей Матери Живоносного источника в Б. Валяевку, иконы Спаса из Саратова в Пензу. Участвовали в перезахоронении Мощей Иоанна Оленьевского и Пензенских Архиереев и Иннокентия Пензенского и т. д.

Принимали самое активное участие в массовых мероприятиях, проводимых городской и областной Администраций.    

 Статистика безысходности детства в современной России бесстрастна и безжалостна. Изучите ее и ощутите страх перед будущим. Нет для народа и государства горше доли, чем иметь в перспективе общество изломанных судеб.

Причина такой ситуации состоит в крутых изменениях в обществе, сопровождающихся ломкой устоявшихся связей и отношений, деформировавших как общество в целом, так и старую систему воспитания подрастающего поколения.

Выход из этого положения видится в использовании новых форм работы с молодым поколением, среди которых наиболее подходящими могут оказаться и хорошо забытые старые.

Особой заботой в воспитании своих детей отличались казаки. Проживая на окраинных землях Российской Империи в состоянии непрерывного противостояния агрессивным соседям, они хорошо понимали, что обеспечить свою безопасность в старости могут только в том случае, если воспитают себе достойную смену. И выполняли эту задачу всем обществом,  тщательно оберегая установленные с незапамятных времен традиции отношений между поколениями, обеспечивающее оптимальное воспитание у подрастающего поколения самых лучших качеств.

Возможно поэтому при создании в Пензе казачьей организации в качестве одной из основных ее задач была сформулирована задача воспитания подрастающего поколения. Поскольку традиционное казачье народное воспитание молодежи в современных условиях оказалось невозможным, было принято решение о создании для этих целей специального детского коллектива, в котором процесс дополнительного обучения органично протекал бы в условиях проверенных временем старых казачьих традиций.

Таким образом, в октябре 1993 года была создана первая казачья Воскресная школа сначала для детей казаков, затем для всех желающих мальчишек. В дальнейшем она была официально оформлена, как учреждение дополнительного образования и получила громкое название «Казачий кадетский корпус», а в 1998 году было открыто муниципальное образовательное учреждение Пензенский генерала Слепцова казачий кадетский корпус.

Вопрос о конной подготовке казаков возник сразу после образования Землячества в 1991 году, поскольку в наших рядах оказался большой любитель конного спорта Юлиан Седельников. Для ее осуществления  был заключен договор между Землячеством и пригородным совхозом Магистральный. За умеренную плату совхоз 2 раза в неделю предоставлял нам своих лошадей.

В 1993 году совхоз развалился, его конюшня опустела, и конная база на тех же условиях была переведена в Бессоновку. Однако отдаленность конной базы и отсутствие хороших лошадей не позволяла достигнуть хоть каких-нибудь результатов.

В начале 1995 года из Федерального бюджета на счет Землячества поступило 20 млн. рублей в порядке целевого финансирования создания казачьей конной секции. В Старожиловском конном заводе были закуплены хорошие лошади и совместно с еще одним конным клубом была учреждена конная секция «Кентавр». Секция располагала поголовьем более чем из 20 лошадей и базировалась на городском ипподроме.

Конная подготовка подразделялась на начальную, строевую и спортивную. В секции в большинстве своем занимались кадеты, а потому в конноспортивной команде Пензенских казаков из 8 человек только двое были взрослыми.

Результаты не заставили себя долго ждать. Наша команда принимала участие во многих соревнованиях. Мы принимали участие во Всероссийских казачьих олимпийских играх 1995 и 1996 года, а также Международных  казачьих олимпийских играх 1997 года (отличались от Всероссийских наличием команды Украины).

Содержание лошадей требовало значительных денежных средств, которых у Землячества не было. Тогда по договоренности с городской администрацией мы передали наших лошадей на баланс Пензенского зоопарка, за счет которого они и кормились.

В 1998 году администрация зоопарка полностью сменилась, и новое руководство заявило, что это их лошади. Хотите заниматься – платите, и потребовало такую сумму, которой у нас не было.   Следует отметить, что в 98 году произошел экономический обвал. Городская администрация оказалась не способной в полной мере финансировать зоопарк.

Как уже указывалось, пензенские казаки организационно пытались войти в состав  Всевеликого Войска Донского. Несколько раз обращались  к ним с соответствующей просьбой, но ответа не получили. В начале 90-х на Дону происходила большая смута  и им было не до нас.

В 1993 году атаману Землячества из Самары пришло приглашение на Учредительный Круг возрождаемого Волжского Казачьего войска. Пензенская делегация уехала в Самару с поручением конкретно выяснить существо происходящих там событий. А по их возвращению общество узнало о том, что в Самаре создана новая общественная организация – Волжское Казачье Войско, мы являемся ее учредителями и входим в ее структуру в качестве III отдела.

Конечно престиж Войска Донского по сравнению с малоизвестным Волгским Войском, существовавшем в 18 веке всего лишь несколько десятилетий, был несоизмерим, а потому среди Пензенских казаков возникли серьезные разногласия.

Несколько недель на эту тему тянулись дискуссии. Однако благодаря красноречию и логике товарища атамана Ю. К. Зимина, а больше потому, что на Дону нас в упор не видели, мы так и остались в Волжском Войске. Следует отметить, что когда обстановка среди казаков Дона стабилизировалась, нам предоставили возможность вступить в Донское Войско, но пензяки не решились порвать с Волжским войском уже по моральным соображениям.

20 января 1996 года Президент РФ издает Указ N 67 «О главном управлении казачьих войск при Президенте Российской Федерации». 16 апреля 1996 г. издается Указ  N 562 «Вопросы Главного Управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации». В дальнейшем эти документы корректировались и переиздавались, но существо не менялось, создавалась государственная структура формирования и управления казачьим движением.

Казакам предлагалось формировать казачьи общества определенным образом, согласуя соответствующие уставы с Главным  Управлением. То есть фактически наряду с казачьими общественными организациями стали формироваться сертифицированные государством казачьи организации, вносимые в специальный Государственный реестр и   принимающие на себя обязательства  по несению государственной службы.

Такая организация была создана и в Самаре, как войсковое казачье общество, и в Пензе, как Пензенский отдел войскового казачьего общества.

Существенной особенностью новых структур была их открытость, ибо казаком признавался всякий, кто изъявлял желание стать их членом и брал на себя обязательства по несению государственной службы. Многие потомки природных казаков  настороженно отнеслись к этому нововведению, поскольку долгое время добивались для себя статуса репрессированных народов. И действительно, в эпоху расказачивания и позже было уничтожено от 65 до 90 % населения казачьих войск Российской Империи. Ни один народ России не понес таких потерь, и вдруг казаком может стать каждый. Другие решительно стали на путь государственной службы.

В казачьем движении возник глубокий раскол, наиболее ярко отразившийся в противостоянии атамана Союза Казаков Александра Мартынова и атамана Волжского Казачьего Войска Бориса Гусева, играющего ведущую роль в Совете войсковых атаманов (реестровых). Казаки опять разделились на вольных и служилых.

В Пензе ведущую роль стал играть реестровый Пензенский отдел ВКВ.

Современные казачьи войска

         Казаками считают себя около 7 млн человек в России и ближнем зарубежье.

         В 1980—1990 гг. было воссоздано и создано около двух десятков казачьих войск, объединённых в Союз казаков России (кроме Донского казачьего войска):

Амурское казачье войско (Амурская)

Астраханское казачье войско (Астраханская)

Всекубанское казачье войско (Краснодарский, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Абхазия)

Донское казачье войско (Калмыкия, Ростовская, Волгоградская, Луганская Украины) — не входит в Союз казаков России

Единое Енисейское казачье войско (Красноярский)

Забайкальское казачье войско (Читинская, Бурятия)

Иркутское казачье войско (Иркутская)

Оренбургское казачье войско (Оренбургская, Свердловская, Челябинская, Курганская, Башкортостан)

Рязанский казачий округ (Рязанская)[26]

Семиреченское казачье войско (Алматинская, Чуйская Казахстана)

Сибирское казачье войско (Омская, Тюменская, Кемеровская, Томская, Алтайский, Новосибирская)

Терское казачье войско (Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ставропольский край, Чечня, Дагестан)

Уральское казачье войско (Уральская, Гурьевская Казахстана) — фактически исчезло в 1918—1920 гг., сейчас представлено малочисленными группами

Уссурийское казачье войско (Приморский)

Хабаровское казачье войско (Хабаровский)

Волжское казачье войско (Самарская,Пензенская,Саратовская, Ульяновская, Татарстан)

Крымский Казачий Союз (Международного союза казаков Тавриды ) (Крым)

Центральное казачье войско (области центральной России), в том числе

Черноморское казачье войско (Крым и южная Украина)

Украинское реестровое казачество (Украина и зарубежье)

Казаческое войско имени гетмана Мазепы (Центральная часть Украины и Слобожанщина)

Украинское казачество (Украина и зарубежье)

Союз казачьих организаций Украины (Украина и зарубежье)

Войско Запорожское (Центральная, Южная и Восточная части Украины)

Казачество Украины (Украина и зарубежье)

Казачьи войска Украины (Украина)

Казачество Запорожское (Украина и зарубежье)

Казачье войско Гетманское Украины им. Богдана Хмельницкого (Украина)

Всеукраинское казачье войско (Украина)

Слободское казачье войско (Восточная Украина)

Главное управление казачьих войск Украины (Центральная, Южная и Восточная части Украины, Крым)

а также:

Ставропольский союз казаков (Ставропольский)

Союз казаков Восточно-казахстанской области (северо-восточный Казахстан)

Камчатский отдельный казачий округ (Камчатка)

Сахалинский отдельный казачий округ (Сахалин)

Северо-Западный отдельный казачий округ (Ленинградская и соседние)

Курский казачий округ (Курская)

Прикамский отдельный казачий округ (Пермский, Удмуртия)

Северо-Донской казачий округ (Воронежская)

Якутский казачий полк (Якутия)

Кубанская казачья община (Московский регион)

О КАЗАЧЬИХ ТРАДИЦИЯХ

Старики выступали хранителями казачьих обычаев и традиций, и почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старику расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом.

         Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными, “писанными”, казачьими законами. Так, в Положении “Об общественном управлении станиц казачьих войск, статья 556 гласила: “В суждении и решении дел общественных станичный Сбор имеет главным основанием, чтобы меры взыскания служили к неослабному сохранению и утверждению древних обычаев, доброй нравственности и уважения к старшим”. Ст. 568 того же закона, касающаяся обязанностей станичного атамана, предусматривала: “Станичный атаман обязан наблюдать за тем, чтобы казаки оказывали должное уважение к старикам”.

         Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.

         Младшие по возрасту никогда не обращались к ним без предварительного разрешения. Ни в коем случае нельзя было вмешиваться в разговор старших В обычае говорилось: “Объясняй и советуй только тогда, когда у тебя совета спросят”. Без разрешения стариков не садился даже атаман. Молодежь вообще не имела права садиться в присутствии стариков. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке “смирно”, не строевых возрастов и без формы – сняв папахи.

Казачьи символы и знаки

Знамя - символ войскового и полкового объединения. Святыня, за которую казак обязан биться, не щадя жизни, не допуская его оскорбления или осквернения. В случае если знамя попадало в руки врагу, такой полк расформировывался. Как правило, хранилось в войсковом храме и выносилось оттуда по особо торжественным случаям. Зачастую служило коллективной наградой. На знамени Волжского казачьего войска изображены икона Спаса Нерукотворного, знак Волжского казачьего войска, даты 1560-1993 гг. И девиз: «Никого не устрашусь». Цвета знамени - синий, желтый и красный, которые символизируют: синий - реку Волгу, желтый - заволжские степи и красный - кровь волжских казаков, пролитую ими при защите Отечества.

Булава, пернач - символ военной власти, которой наделяется атаман.

Насека - посох с металлическим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших насекою. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

Лампас - цветная нашивка на боковом шве казачьих шаровар. Появился в древности у скифов и бродников. Символизировал принадлежность к войсковому сословию, а по цвету - к войску. Совпадал по цвету с околышем фуражки. Символ осво-

ренной казачке было бы поставлено в вину, как незнание обычая своего народа и бескультурие. Иногородняя женщина могла стать казачкой только через замужество.

         Рожденные в браке с иногородними - болдыри - так именовались дети от смешанных браков, проходили обряд принятия в казаки в 3-5-7-летнем возрасте. На Сходе (на Кругу) старики экзаменовали принимаемого в знании молитв и обычаев, затем принимаемый, стоя на одном колене, целовал обнаженный наполовину клинок шашки, Евангелие и Крест, после чего ему дарилась папаха (фуражка) и он считался казаком "по корню", то есть по рождению. До срока совершеннолетия могли быть наделены правами малолетки. Например, в землячестве или станице принят традиционный для казаков возраст полноправия 21 год, а казак, отслужив в армии, вернулся с наградой в двадцать лет. Атаман вправе, на Кругу попросить у казаков разрешения, объявить его полноправным казаком, за заслуги перед казачеством.

         В момент просьбы наделяемый правами стоит перед казаками, сняв папаху. В случае утверждения просьбы и обретения им всех прав. Атаман благодарит Круг, дотрагивается до плеча принимаемого перначом, со словами:

         - Я, Атаман (титул, имярек) по воле Круга, наделяю Тебя - (имярек) полноправием.

         Трижды целует казака. Казак кланяется на четыре стороны и надевает папаху.

         Точно так же происходит просьба о пребывании мальчиков на Кругу до Уставного срока, с той только разницей, что выводит его в центр круга крестный, либо наставник, либо батя (отец), либо совершеннолетний старший брат. Далее обычным порядком.

         Весьма важным актом было "взятие под шинель (бурку) (под полы одежды)" (или наделение правами главы семьи старшего, несовершеннолетнего сына).

         В случае утраты кормильца вдова через Совет стариков может обратиться к Кругу с просьбой объявить ее старшего сына главою семьи.

         С этой же просьбой может выступить Атаман. Если Круг просьбу удовлетворяет:

         Казачонок, не моложе 10 лет, встает на стул, на его плечи набрасывается шинель (у кубанцев бурка), полами шинели или бурки он накрывает мать, младших братьев и сестёр.        Атаман, касаясь его плеча перначом, объявляет:

         - Я, Атаман (имярек), объявляю Тебя главою семьи, с этой минуты семья на руках твоих, и домашние обязаны слушать совета твоего.

         Старики и казаки могут высказать свои пожелания семье или крестным детей (казакам), которые стоят тут же за спиной объявляемого главой семьи, а затем казаки подносят ему подарки. Обычно Атаман дарит папаху, старики - сапоги, священник - Евангелие.  

         После этого Атаман объявляет, что:

         1. К объявленному главою семьи, на Кругах все казаки обязаны обращаться по имени и отчеству.

         2. В отличие от казачьего сироты, получающего полпая, глава семьи получает полный пай и полную часть при любом разделе.


КАЗАКИ В ИСТОРИИ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ

        Первые города Пензенского края Верхний Ломов, Нижний Ломов и Керенскны (нешний Вадинск) появились во исполнение этого указа в 1635-1645 гг. В 1638-м начато строительство городов и острогов на линии Шишкеево – Саранск – Атемар – Сурский Острог и далее до Симбирска. В 1647-1653 гг. строится Инсарская укрепленная линия с городом Инсаром, острогами Потижским, Кортляевским и Лухменским. В 1663 г. возводится город-крепость Пенза со своими пригородами Рамзаем и Мокшаном, с валом между ними. В 1680-х начато, но не окончено строительство черты от Сызрани до Пензы через Кашпир и Городище. Наконец, осенью 1697 г. появляется г. Петровск со слободами острожного типа на реках Медведице, Иткаре, Сердобе и Вершауте. Это были последние военные поселения на территории Пензенского края, после чего к 1720 г. пограничные укрепления отодвинулись к Царицыну. Присурье перестало быть российской окраиной, превратившись во внутренний район государства.

         Вблизи городов угодий на всех не доставало, так как численность пограничников исчислялась тысячами. Например, по указу о верстании в служилые и жилецкие люди Верхнего Ломова в январе 1636 г. требовалось набрать 590 человек, в Пензе в 1665 г. насчитывалось 604 двора вместе со слободскими жилищами. Перенаселенность городов и пригородов было одной из причин того, почему одновременно с ними вырастали дальние слободы, превращавшиеся впоследствии в села и деревни. Ломовцы, в основном казаки, основали таким образом нынешние села Каремша, Козлятское, Колояр, Ляча, Прянзерки, Сорокино, Старая Толковка и другие. По керенской черте были устроены населенные пункты служилых людей Выборное, Кармалейка, Каргалейка, Котел, Рахмановка, Татарская Лака, Чиуш-Каменка, вероятно, Ягановка. К северу от Пензы, цепочкой вдоль левого берега Суры по Саранской большой дороге шли слободы Пензяцкая (Ухтинка), Бессоновская, Колоярская, Ванзыбейская, Вазерская, Пыркинская, Кутлинская, Пелетьминская, несколько татарских и мордовских деревень.

         Основная часть гарнизонов городов и уездов Пензенского края составляли казаки. По роду службы они делились на полковых (привлекавшихся для несения службы в полках во время ведения воен. действий), сторожевых (несших службу по засечным чертам) и городовых. Последние приписывались к городам и, неся городовую службу, ходили в «ближние походы» во время набегов кубанских и ногайских татар. Городовые казаки могли быть как конными, так и пешими. Различные категории казаков составляли население В. и Н. Ломова, Керенска, П. Получали денежное, кормовое и земельное жалованье: сторожевые – до 50 четвертей земли, полковые – 20– 30 четвертей, городовые конные – по 25 четвертей, городовые пешие – по 12 четвертей. Кроме того, они обеспечивались сенными покосами. Начальные люди получали б. высокое жалованье. Пушкари, воротники, кузнецы, выполнявшие воен. обязанности по городу, наделялись землей от 8 до 12 четвертей. Они могли иметь лавки и торг. промыслы, занимаясь ремеслом и торговлей. Кроме того, несли тягло и службы наряду с посадским населением.

7 ФЕВРАЛЯ ДЕНЬ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ "УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ"

7 февраля христиане Русской Православной церкви почитают икону Божией Матери, именуемую «Утоли моя печали»

24 ЯНВАРЯ 2019 ГОДА ИСПОЛНЯЕТСЯ 100 ЛЕТ НАЧАЛА ПОЛИТИКИ РАСКАЗАЧИВАНИЯ

24 января 2019 года по рекомендации Синодального комитета по взаимодействию с казачеством, во всех церквях пройдут состоится заупокойные панихиды по казакам– жертвам трагического решения Советской власти о начале политики расказачивания.

4 ДЕКАБРЯ - ДЕНЬ МАТЕРИ-КАЗАЧКИ

День Матери-казачки празднуется 21 ноября по юлианскому календарю или 4 декабря по григорианскому, он совпадает с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы.

28 ОКТЯБРЯ 2018 ГОДА В САМАРЕ СОСТОЯЛСЯ БОЛЬШОЙ КРУГ ВОЛЖСКОГО ВОЙСКОВОГО КАЗАЧЬЕГО ОБЩЕСТВА

В субботу, 27 октября, в Самаре в Окружном доме офицеров прошел Большой отчетно-выборный войсковой круг Волжского войскового казачьего общества.

КАДЕТЫ ПЕНЗЕНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ГЕНЕРАЛА СЛЕПЦОВА КАДЕТСКОГО КОРПУСА ПРОВЕЛИ КРЕСТНЫЙ ХОД, ПРИУРОЧЕННЫЙ ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Учащиеся Пензенского казачьего генерала Слепцова кадетского корпуса прошли крестным ходом до Митрофановского храма Пензы